1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
  • День Победы
  • День Победы
  • День Победы
  • День Победы
  • День Победы
День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

День Победы

Previous
Next

ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!

Советы психолога

Философия родительства

Не делайте работу за детей.

Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы.

Поощряйте самостоятельную игру.

Предоставляйте детей самим себе, оставаясь наблюдателем. Это побудит их выдумывать игры из трех палочек, воображаемые миры, нестандартный досуг. Позвольте детям скучать и не стремитесь на каждое «мне скучно» предложить список развлечений. Иногда стоит сказать: «Ну, так поскучай немного», как через пять минут они сами находят себе занятие. Первая независимость ребенка – это независимость в игре.

Разрешайте допускать ошибки.

Вот ребенок собирает свою первую схему конструктора. С высоты лет вы уверены, что он непременно ошибется, пропустит важную деталь. Все-таки остановите свой порыв вмешаться и собрать модель по всем правилам. Только ошибаясь и заблуждаясь, дети учатся искать выход из сложных ситуаций и исправлять промахи. Вступайте, когда помощь потребуется и вас о ней попросят. В остальных случаях гордитесь словами «я – сам».

Хвалите за проявленную инициативу.

Дети самостоятельно помыли посуду, вызвались накрыть на стол, впервые дотянулись до турника, скатились с горки, на которую несколько лет боялись залезать, пришили пуговицу к рубашке – порадуйтесь вместе с ними. Не указывайте на оставшуюся в углах пыль и пришитую наперекосяк пуговицу, а непременно похвалите за желание сделать что-то самостоятельно. Ребенок, хотя бы раз получивший похвалу и почувствовавший собственную важность от того, что принес пользу, непременно захочет испытать это ощущение еще раз.

Не вмешивайтесь в каждый шаг.

Детские конфликты стоит держать в поле зрения, но предварительно дать участникам возможность решить их самим. Почувствуйте момент, когда необходимо вступить и развести ссорящихся детей в разные стороны. Но если это словесная перепалка или неумение поделить игрушки, позвольте детям справиться с ситуацией самостоятельно, иначе кто-то из них всегда будет уповать на помощь взрослых и манипулировать этим. Сейчас они учатся решать споры со сверстниками в простой игре, во взрослой жизни этот опыт позволит им находить выход из конфликтных ситуаций с коллегами, начальством, членами семьи.

Воспринимайте детей всерьез.

Относитесь к их суждениям внимательно, чтобы в будущем они не стеснялись приходить за помощью и знали, что их проблемы не будут умалять. Дети доверяют взрослым, которые относятся к ним с уважением, слушают и разговаривают на равных, не переходя на детский язык, не дразня и не высмеивая.

Поддерживайте в доме среду, удобную для самостоятельных действий:
низкие шкафчики, из которых ребенок сам сумеет доставать одежду, висящие на уровне глаз крючки для верхней одежды, зубную щетку и мыло на доступном уровне, возможность самому взять яблоко со стола или легко помыть его, приставив к мойке специальную ступеньку. Желательно организовать быт так, чтобы детям не приходилось то и дело просить взрослых помочь с элементарными вещами.

Позвольте ребенку решать.

Когда младенчество останется позади, давайте детям больше возможностей для выбора. Пусть их тело подсказывает, надевать ли кофту на улицу или достаточно короткого рукава, пусть дети решают сами, что взять сегодня на прогулку: велосипед или мяч, кого приглашать на день рождения. Может случиться так, что им не понравится результат принятого решения, тем не менее, это важный момент, когда ребенок учится оценивать последствия своего выбора.

Вводите в курс взрослых дел.

Полезным вещам можно научить в повседневных ситуациях: как выкладывать продукты на ленту в супермаркете, оплачивать проезд в общественном транспорте, куда выбрасывать мусор. Идите навстречу, когда дети захотят порезать свой первый салат или
перемешать миксером крем для торта. Держите их в курсе хозяйственных дел: пусть посветят фонариком, когда вы снимаете показатели квартирных счетчиков, сходят с вами в банк оплатить счета или на почту отправить посылку.

Закрепляйте домашние обязанности.

Каждая семья сама решает, что это будет: заправлять постель, мыть пол в своей комнате, чистить аквариум – у ребенка должна быть своя зона ответственности и желательно, чтобы взрослые не касались этих дел.

Воодушевляйте пробовать новые вещи.

Нестандартная ситуация, например, поход на неделю в место, далекое от техники и цивилизации, потребуют от детей новых усилий. Находясь рядом, вы понаблюдаете за тем, как, выйдя из зоны комфорта, дети принимают решения, пробуют выполнять что-то без поддержки взрослых и обретают полезные навыки: приготовление еды, обустройство быта, умение работать в команде и приносить пользу.

На пути к тому, чтобы помочь детям стать независимыми может стоять родительская занятость и спешка.

Проще одеть ребенка самому, чем ждать 10 минут, проще заправить постель за него, потому что это будет аккуратно и так, как вам нравится, и, конечно, вы намного быстрее, по сравнению с детьми, сделаете бутерброд. Однако это тот случай, когда спешка играет плохую шутку: ребенку не дают понять, что есть вещи, которые он способен делать сам и делать их отлично.

Не в том ли и состоит задача родителей: быть рядом и уметь подсказать в случае необходимости, приходить на помощь в течение нескольких секунд, но не лезть с указаниями, что и как нужно делать? Волнения за детей – как они справятся, будут ли в безопасности – из разряда вечных родительских мыслей. Но иногда все, что остается – сделать глубокий вдох, отпустить детей в самостоятельную жизнь и верить в лучшее. И гордиться изо всех сил, наблюдая за их свободным полетом.

 

Сострадание: откуда берётся и как воспитать

            Сострадание: откуда берется и как воспитать

«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу…», – вас всегда удивляло, зачем читать детям такие печальные сюжеты? Психологи утверждают, что только так можно вырастить сочувствующего и милосердного человека, который в раннем возрасте пожалеет мишку, а, когда вырастет, сумеет сопереживать ближнему, будет стремится не причинять никому боли и помогать в беде.

К полезным примерам сочувствия можно также отнести всеми обожаемый в детстве мультфильм про Штушу-Кутушу, где чуткий маленький слоненок Фантик (впоследствии Элефант), вопреки суровым законам джунглей пожалел плачущую от жажды колючку и полил ее.

                                            Как развивается сострадание

Сострадание – способность человека переживать чужую боль, проникаться чужой печалью, чувствовать ее как свою, сопереживать. В психологии вводится понятие эмпатия – способность сканировать и разделять чье-то эмоциональное состояние. То есть человек, подверженный эмпатии, испытывает те же эмоции, что и, как он думает, другой.

Эмпатия – одна из характеристик развития личности, и проявляется по-разному по мере взросления ребенка. Психолог Мартин Хоффман, исследовавший эмпатию, выделил 4 стадии ее развития у детей:


1-я стадия (0 – 1 год) «Глобальная эмпатия» – младенец неосознанно разделяет реакции других. Наверняка вы замечали, как ваш ребенок во время прогулок в парке, услышав из соседней коляски плач своего ровесника, начинал кричать и сам – из «солидарности».

2-я стадия (1 – 2 года) «Эгоцентрическая эмпатия» – способность понимать эмоции других, но искать выход, привычный для себя в аналогичной ситуации. Например, если в песочнице рядом с ребенком ударится и заплачет его товарищ, то малыш начнет звать свою маму – ему же в аналогичной ситуации это помогает.

3-я стадия (2 – 3 года) «Сочувствие к переживаниям других» – малыш уже настолько повзрослел, что способен переживать чужую боль, понимать эмоции других и разделять их. Он уже тоньше воспринимает чувства, к тому же расширился его словарный запас. Такой человек уже может пожалеть поранившуюся маму, утешить ее добрым словом, погладить место ушиба, то есть он уже способен сочувствовать и пытаться помочь.

4-я стадия (после 3-х лет) «Сочувствие к общему состоянию другого человека» начинается в раннем детстве, закрепляется в юности и остается на всю жизнь. Эта стадия наступает тогда, когда ребенок уже способен видеть себя самостоятельной личностью, отдельной от окружающего мира. Он воспринимает чужую печаль не просто как сиюминутную проблему, а задумывается о причинах ее и способен глубоко сопереживать и искать пути помощи.

                                   Как воспитать в ребенке сострадание

Многие утверждают, что способность к сочувствию есть генетически передающаяся черта характера, и уже от рождения предопределено, будет человек милосердным или нет («пойдет» в кого-то из предков, чья жестокость вошла в семейную историю). На самом же деле психологи говорят, что тут во многом играет роль социальный фактор, то есть воспитать способность к состраданию у ребенка не сложно, если заниматься этим систематически с раннего детства.

Вот несколько общих рекомендаций психологов по воспитанию эмпатии:

1. В первую очередь показывайте малышу, что такое сострадание на примере его самого. Если он упал и заплакал – подойдите, обнимите, приласкайте. Ведь откуда же у ребенка появится мысль сопереживать чужой боли, если с детства игнорировали его собственную?

2. С самыми маленькими нужно играть в ролевые игры: пожалей упавшего зайку, полечи заболевшую куклу и т. д. Так ребенок тренирует базовые социальные навыки.

3. Время от времени читайте малышу «жалостливые» сказки, которые после разбирайте: что испытывали звери, дожидаясь Айболита? Кого из сказки тебе жалко, почему?

4. Ребенку садичного возраста приводи в пример милосердных людей. Расскажите ребенку в доступной форме о Матери Терезе, Януше Корчаке и других всемирно известных альтруистах, поведайте семейные истории о добрых поступках кого-то из родственников. Делитесь с ребенком историям из своей жизни: кому вы помогли, кто помог вам, свидетелем чьего милосердия вы стали. Обсуждайте, что чувствовал каждый участник истории.

5. Обязательно заведите ребенку старше 3-х лет питомца – кошку, собаку, хомячка, морскую свинку, попугая, ежа, шиншиллу, кролика – важно, чтобы у малыша был кто-то, о ком он должен заботиться. Вообще общение с животными помогает развивать добродушие у детей.

6. Проходя мимо нищих на улице поручайте ребенку подавать им милостыню. Объясняйте, что этим людям намного хуже, чем вам: им нечего кушать, и они одиноки, их некому пожалеть. Главное, не переусердствуйте, чтобы ваш юный сердобольный сынок не принялся тискать в объятиях профессиональную нищенку в подземном переходе.

7. Вообще, с прививанием малышу сочувствия и милосердия соблюдайте меру, чтобы не добиться обратного эффекта. Ибо, если все время нудить ребенку «ты должен постоянно помнить…», можно его так этим «перекормить», что в ответ у него разовьется стойкое отвращение ко всякому милосердию. Будьте ненавязчивы в своем воспитании.

8. Учите ребенка делиться, объясните, что давать – это большее счастье, даже, чем брать. Снабжайте его конфетами, чтобы угостить своих друзей в садике, вместе выбирайте подарки для своих и его друзей, готовьте сообща сюрпризы для родственников. Помогите малышу представить, как они обрадуются, получив подарок.

9. Когда ребенок играет со сверстниками, подкиньте им идею не соревновательной, а командной игры – вместе строить дом или делать кукле операцию. Все, что угодно, лишь бы результат зависел от слаженности действий.

10. По возможности ограждайте ребенка от сцен насилия: взрослых фильмов, телевизора, соседских ссор. Конечно, полностью это сделать не удастся, но и выяснять отношения с сотрудниками ЖЕКа или говорить о войне в присутствии малыша не стоит. И отвергайте опасения, что ребенок вырастет в «розовых очках»: демонстрация отрицательной изнанки жизни в детстве еще никому пользы не принесла. Научиться за себя постоять ребенок сможет впоследствии, но у него к тому времени уже будут заложенные семьей принципы морали, доброты и милосердия.


Конечно, у каждой матери есть собственные секреты «достучаться» до сердца своего ребенка, ведь никто так не чувствует его как вы. Ваша эмпатия к нему – наиболее сильная из всех на земле. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и деликатно направляйте ребенка в сторону добра.

 

 

Адаптация к детскому саду. Как избежать ошибок?

                     АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:

- ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками;

- ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду.

 Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

                   ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.
2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.
3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.
 4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.
6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7.Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате).

 8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.
14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

 16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.
 И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Психолог Анна Быкова

Научите детей

                                                                     НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ

Быть вежливым. Еще никогда употребление слов «спасибо», «пожалуйста», и умение пожелать доброго вечера не приносило вреда. Напротив, хорошие манеры и доброжелательное поведение упрощают отношения между незнакомыми людьми, украшают любой разговор, открывают не поддающиеся на первый взгляд двери.

Уметь говорить «нет». Незнакомцу по дороге из школы, который предлагает пройти вместе с ним в неизвестном направлении. Однокласснику, что постоянно одалживает вещи и не отдает их без напоминания. Ровеснику, предлагающему выпить коктейль на школьной дискотеке. Ребенок должен понимать, что вежливость – прекрасное качество, но им нужно уметь жертвовать в целях собственной безопасности, самоуважения и уважения к своему личному времени.

Соблюдать гигиену. Если с юных лет приучить ребенка заботиться о чистоте своего тела: мыть руки после улицы, чистить зубы два раза в день, регулярно стричь ногти, принимать душ и пользоваться средствами гигиены, в будущем эта привычка сослужит хорошую службу. Все любят иметь дело с опрятными людьми.

Не опаздывать. Непунктуальность – один из самых больших раздражителей. Она может подводить и ученика в школе, и офисного работника, поэтому с медлительными детьми стоит с раннего возраста взять за правило выходить из дома на десять минут раньше, готовить одежду и учебники с вечера, чтобы избежать утренней суматохи, а также самим родителям показывать пример прихода к назначенному времени на дни рождения, дружеские встречи или к врачу.

Соблюдать правила безопасности. Жизненно важные правила необходимо выработать до автоматизма, пока дети еще маленькие и, если нужно, повторять их сотни раз, пока не впечатаются в памяти: не перебегать дорогу на красный свет, не играть на проезжей части, пользоваться электроприборами согласно инструкции, аккуратно обращаться с огнем.

Уметь слушать. Это одно из важнейших умений, которое пригодится и в школе (воспринимать информацию), и в работе (проходить собеседования, вести переговоры), и в межличностных отношениях. Поэтому родителям важно самим внимательно слушать детей. А также учить их ждать очереди, чтобы высказаться, не перебивать старших и быть внимательными.

Сосредотачиваться. Сейчас о неумении , говорят с некоторым вызовом и бравадой. А меж тем и современные дети, и взрослые утрачивают способность быть усидчивым, концентрироваться на одной задаче и доходить до сути. Мы можем научить детей отсекать лишнее, не отвлекаться на мелочи, сосредоточиваться на одном деле, а по его завершении приниматься за другое.

Класть вещи на место. Приучая ребенка убирать за собой игрушки и вешать на место одежду, в которой он пришел из школы, можно уменьшить энтропию разбросанных вещей сейчас и в будущем.

Извиняться. Важно не относиться к ошибкам как к чему-то постыдному, не вырабатывать у ребенка чувство стыда за любую оплошность. Но ввести в лексикон простое слово «извините», когда наступил кому-то на ногу, нечаянно толкнул или обидел, необходимо. Это слово ребенок должен слышать и от родителей. Способность попросить прощения у того, кому сделал больно, поможет не только наладить отношения, но и снять тяжелый груз с души, когда чувствуешь свою неправоту.

Читать. Читающему человеку никогда не будет скучно, литература поможет и с кругозором, и с грамотностью. Поэтому, чем раньше в руках ребенка появятся книги, тем интереснее и богаче будет его жизнь.

Питаться правильно. Дети перенимают пищевые привычки от родителей, поэтому если хочется, чтобы малыши ели здоровую пищу, начинать стоит с себя и с того, что мы ставим на стол. Привередливые дети и из правильного продуктового набора составят список исключений, но все-таки, если в родительском рационе присутствуют только полуфабрикаты и сладости, сложно представить, чтобы ребенку захотелось съесть овощной салат или кусок рыбы.

Знакомиться. Начиная с детского сада можно учить ребенка подходить к другим детям и спрашивать, можно ли поиграть вместе. В первое время родитель может брать на себя функцию лидера и сам интересоваться у ребенка, играющего рядом на площадке, как его зовут, чтобы дети слышали и запоминали, как заводить новые знакомства и дружбу.

Уважать личное пространство. Некоторым тактильным детям ничего не стоит познакомиться с человеком и через пять минут сидеть на его коленках. Но совсем не многие люди готовы радостно принять столь доверительное к себе отношение. Поэтому и открытых, тактильных детей нужно мягко учить понятию личного пространства, подсказывать, как близко можно подходить во время разговора с незнакомым человеком, кого можно смело обнимать и трогать, а кого это может поначалу испугать.

Выражать свои чувства. В стрессовых ситуациях и родителям, и детям важно обозначать, что с ними происходит. И когда случаются ссоры, нужно обязательно рассказывать о своих чувствах и учить детей говорить, что им больно, обидно, неприятно или страшно. Умение выражать чувства поможет не закрываться и не держать переживания внутри.

Задавать вопросы. В возрасте почемучек необходимо поощрять детские вопросы и обязательно удовлетворять любознательность. Тогда в дальнейшем дети не побоятся задавать вопросы учителю, захотят узнавать природу тысяч важных вещей и тем самым будут проявлять свое неравнодушие к окружающему миру.

Уметь сострадать и сочувствовать. Помощь больному котенку, покупка продуктов для одинокого соседа, благотворительный взнос позволят ребенку понять, что он в этом мире не один. Честный разговор о сложных жизненных ситуациях и чужой боли помогут научиться ставить себя на место других людей и понимать, как по-разному могут складываться обстоятельства.

Содержать вещи в порядке. Умение организовать школьные принадлежности, аккуратно раскладывать одежду в шкафу, рассортировать свои творческие материалы здорово упрощает быт. Родители сами могут решить, с какого возраста доверить детям уборку своей территории, но до того, как этот вопрос окончательно положить под детскую ответственность, помощь по дому должна войти в привычку.

Готовить еду. Дети, которые умеют сделать бутерброд и простой салат, легко осваиваются в походах, могут помочь на семейных пикниках да и просто не чувствуют себя беспомощными, если родитель занят или неважно себя чувствует.

Делать зарядку. Здорово, когда спорт с детства – часть жизни. Но если ваш ребенок больше тянется не к секциям и бассейну, а к книгам и моделированию, то даже простая привычка делать по утрам зарядку поможет проснуться, привести мышцы в тонус и быть со спортом если не на дружеской, то хотя бы на приятельской ноге.

Выступать на публике. Как бы ни противились некоторые родители муштре на детсадовских утренниках, наивные четверостишия про зайчиков и елочку пушистую – это первый опыт публичных выступлений, которые будут практиковаться в школе и институте, а во многих случаях и на работе. Умению справиться со страхом выступлений психологи посвящают тома книг, мы же можем подбадривать и радоваться сначала стишкам для Деда Мороза, а в школьные годы – помогать продумывать концепцию выступлений и настраивать детей на успех.

Понимать природу денег. Первое представление о деньгах ребенок получит, играя в магазин, но настоящую цену заработанному он узнает не скоро. Родительская задача – до вступления детей в самостоятельную жизнь обучить их финансовой грамотности. Каждый сам решит, что именно нужно знать: как вести бюджет, оплачивать счета, экономить, откладывать часть дохода или инвестировать его. Важно, чтобы, начав зарабатывать деньги, дети понимали, как умело ими распоряжаться.

Верить в лучшее. Оптимистам все-таки легче живется, в конце их тоннеля всегда есть свет. Мы не можем повлиять на то, какой темперамент достанется нашим детям, но можем вселять уверенность в загрустивших меланхоликов, настраивать их на лучшее, верить в своих детей и собственным примером демонстрировать позитивное отношение к жизни.

Доводить дело до конца. Упорство и нежелание бросать на полпути то, что не получается – не самое распространенное детское качество. Но его все-таки стоит развивать, ведь в будущем предстоит встретиться с задачами, которые нельзя будет бросить, как недостроенную башню. Чтобы ребенок учился добиваться поставленной цели, нужно давать ему простые задания и постепенно повышать их сложность. А при возникновении трудностей показывать, как можно просить о помощи, как искать способ решения проблем и доводить начатое до конца. И обязательно дать прочувствовать удовлетворение от хорошо проделанной и завершенной работы.

Делиться. Сейчас нередко говорят о том, что не стоит заставлять ребенка делиться вещами, если он этого не хочет. И, в общем, с этим сложно не согласиться, достаточно лишь спроецировать на себя ситуацию, когда нас, взрослых, попросят отдать кому-то вещь, которая нужна самим. Но все-таки есть большой человеческий смысл в том, чтобы уметь разделить то, что у тебя есть, с другим человеком. Еще Джек Лондон писал, что милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше ее.

Заботиться о близких. Видеть, что кому-то необходима забота и участие (живущей одной бабушке, заболевшей тете, другу, сломавшему руку), и просто так предложить свою помощь – очень важно и для дружбы, и для будущей семейной жизни, и для того, чтобы, став родителем самому, уметь безусловно отдавать свою любовь, время и силы детям, не задумываясь о том, что получишь взамен.


как привить ребенку хорошие и правильные привычки


           Как привить ребенку хорошие и правильные привычки.


Каждый ребенок обладает своим уникальным и неповторимым характером, однако привить хорошие и правильные манеры и привычки можно и тихоне, и непоседе. Все в руках их родителей! 

То есть - в ваших руках!
Хороших привычек много, и каждый родитель хочет, чтобы его ребенок приобрел большинство из них, чтобы за него не было стыдно в обществе, чтобы сам ребенок мог «на автомате» следить за чистотой, соблюдать гигиену, а желательно – и распорядок дня, делать утреннюю зарядку.
Но меня, как детского психолога, всегда интересовало, почему в некоторых случаях родители так упорно желают, чтобы ребенок поступал, как того требует общество, но не так, как поступили бы они сами в похожей ситуации? Например, если вам неприятно разговаривать с каким-то человеком (случайным попутчиком в поезде, или с гостем на вечеринке), скорее всего, вы как можно быстрее найдете повод закончить беседу, и не будете просто из вежливости тратить свое время. Тем не менее, от детей мы будем ожидать вежливого разговора с незнакомым взрослым, хотя большинству детей довольно скучно слушать вопросы о том, как у них дела в школе, есть ли у них там друзья, какие у них отметки и т.д.
Если в семье присутствует культура питания, ребенку в голову не придет есть перед компьютером. Значит, кто-то у вас именно так ест...
Часто мы делаем вещи, ровно противоположные тому, чего ожидаем от наших детей. Большинство из нас утром немедленно кидается проверить электронную почту и соцсети, еще до того, как позавтракает. Должен признать, что сам вхожу в число этих людей! Многие люди даже во взрослом возрасте не заправляют постель, некоторые смотрят каждый вечер телевизор, остальные безвылазно сидят перед компьютером. Казалось бы, странно требовать от детей другого поведения. Почему же мы это делаем? Хотим, чтобы дети были лучше нас самих? Или нам мешают наши ложные представления о том, что такое прилично и неприлично? То есть, на самом деле, мы не видим ничего плохого в том, чтобы смотреть телевизор с бокалом вина в одной руке и мобильным телефоном в другой, но не можем себе в этом признаться? 
Безусловно, есть привычки, от которых очень сложно оказаться. Это, в первую очередь, касается пищевых пристрастий. Мы не разрешаем детям есть много конфет, потому что это действительно не очень полезно, хотя иногда сами не можем себя сдержать и едим лишнее сладкое. Люди, которые курят, не хотят, чтобы курили их дети, и это совершенно понятно.
Однако от многих вредных привычек отказаться довольно легко. К примеру, привычка смотреть за едой телевизор не менее вредна, чем сигарета с кофе. А отказаться от нее и подавать детям правильный пример гораздо проще. Газированные напитки вредны для здоровья, и не так уж сложно их не пить. Тем не менее, в реальной жизни мы часто видим, как взрослый человек требует от ребенка выполнения какого-то правила, которое в конкретной семье не соблюдается. Естественно, ребенок бессознательно это понимает и раздражается, почему это его заставляют делать зарядку (перестать играть в компьютер или телефон, не есть много сладкого, начать читать книги и т.д.), когда вся остальная семья (или, по крайней мере, родители) прекрасно живет по-другому.
Верите ли вы на самом деле в то, что у ребенка можно воспитать привычку, отличную от той, коротая принята в его семье? Ответ на этот вопрос очевиден, и еще раз доказывает – любая привычка прививается ребенку только личным примером его родителей и других значимых взрослых. 


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС БУДЕТ ЭФФЕКТИВНЫМ ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕЖЕДНЕВНО ПЕРЕНИМАЕТ ПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, А НЕ ПРОСТО СЛУШАЕТ БЕСКОНЕЧНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ.

Как научить ребенка уважать старших

                                     КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УВАЖАТЬ СТАРШИХ

У многих народов мира всегда было принято почитать старших. Пожилых людей окружали заботой и вниманием, к ним прислушивались, недаром и пословица сложилась: «От совета старых – голова не болит». Однако сейчас мы частенько наблюдаем острейший разрыв «через поколение»: наши собственные дети ни во что не ставят наших же родителей – то есть, своих родных бабушек и дедушек.

В самой миролюбивой религии – буддизме – говорится примерно следующее: «Общество, в котором не уважают старших, в котором не заботятся о женщинах и детях, это общество обречено на страдания». Кстати, в нищей, по сравнению с Россией, Индии практически отсутствует система государственных пенсий. Но вот парадокс – сдать старика в дом престарелых, или просто бросить его на произвол судьбы считается тяжелейшим позором. Взрослые дети сами содержат пожилых родителей, и ни в чем им не отказывают – по мере возможностей, разумеется. С таким же почтением они учат относиться к бабушкам и дедушкам собственных детей. Что же у нас пошло не так?

• Той же монетой.

Заметив подобную проблему в собственной семье и решив отмахнуться от нее, вы забываете об одном простом, но безотказном правиле – «правиле бумеранга». Еще проще – «как аукнется, так и откликнется». Если сейчас вы позволяете своим детям пренебрежительно относиться к пожилым родственникам, то никто не сможет поручиться за то, что вы сами в старости окажетесь никому не нужными.

Пока еще не поздно, начинайте ориентировать своих детей на уважение к старости. Причем не важно, «свои» это старики или «чужие»: дети должны понимать, что относиться к пожилым людям следует по-особенному. С чего начать? Да с самых простых вещей, которым нас самих когда-то учили в детстве: уступить место старику в транспорте, или помочь старушке донести до дома сумку с продуктами.
Понаблюдайте, как ваш ребенок общается со «случайными» взрослыми, вроде старушки у подъезда или продавца в магазине. Это скажет вам о многом: если трехлетке еще допустимо не здороваться первым со взрослыми людьми и «тыкать» им, то младший школьник уже совершенно четко должен соблюдать правила приличия. Однако учтите – все ваши правильные и мудрые слова об уважении к старости так и останутся просто словами, если вы сами позволяете себе в отношениях с пожилыми людям недопустимые вещи.

• Учись мудрости у того, кто прежде тебя износил рубашку.

Ни для кого не секрет, что ребенок всегда копирует родительские привычки и поведение. И потому задумайтесь, как часто вы сами (тем более – в присутствии детей), выясняете отношения со старшими родственниками на повышенных тонах: с раздражением реагируете на их замечания и поучения, на то, что родители все чаще стали что-то забывать или жаловаться на недомогание и усталость? Не обвиняете ли вы их при случае в том, что они что-то вам «недодали» или «недолюбили»?
Если все это происходит регулярно, тем более на глазах у ребенка, тогда не стоит удивляться тому, что и он начнет так же относиться к бабушкам и дедушкам. Более того – вы сами, своим собственным поведением, программируете для себя несчастную старость, без тепла и заботы со стороны родных детей.
Конечно, солидный возраст еще не является волшебным ключиком, который обязан открывать все сердца. Вполне возможно, что у вас по вполне веским причинам не сложились отношения с собственными родителями или с родителями супруга. Но ведь это именно те люди, лишь благодаря которым вы, ваша половинка, да и ваши дети тоже, появились на свет. Поэтому необходимо вместе с ребенком пройти по простой схеме, цель которой – достойные отношения в семье.

 • Если внуки веселы – бабушка подавно

1. Вспомните, какую длинную и, наверняка, нелегкую жизнь прожили бабушки и дедушки. Расскажите ребенку (а заодно напомните и себе), сколько всего им пришлось пережить. А потом представьте, как это сложно – вступать в пожилой возраст, с сопутствующими ему болезнями, хворями, маленькой пенсией. Поставьте себя на их место. Вам стало их хоть немного жалко? Тогда приступаем к следующему этапу.

2. Достаньте семейные фотографии, расскажите ребенку историю ваших родителей. Наверняка в их биографии найдется, чем гордиться. Просто посмотрите непредвзято, со стороны, как будто речь идет о посторонних людях. А еще вспомните свое детство: наверняка ваша мама недосыпала ночами, чтобы ваша школьная форма всегда была идеально отглажена, а папа брал бесконечные подработки, чтобы содержать семью. Вы почувствовали уважение? Тогда переходим к самому главному – к любви.


3. Не стесняйтесь проявлять свои чувства по отношению к родителям. Искренне сказав: «мама, я тебя обожаю» или «папа, что бы мы без тебя делали», вы не только сделаете приятно пожилому человеку, но и подадите пример собственному малышу в открытом проявлении привязанности. Будьте корректны по отношению к старшим родственникам, никогда не злословьте за их спиной. Даже если они в чем-то неправы, старайтесь быть терпимее, и тогда появится больше шансов на то, что ваши собственные дети спустя многие годы сделают поправку уже на ваш возраст.
И помните еще одно важное правило: никогда не рано начинать учить ребенка заботиться о других членах семьи. Даже детсадовец способен принести бабушке теплую кофту, или подать чашку чая, или просто спросить ее, как она себя сегодня чувствует. Чем раньше малыш осознает, что он тоже может о ком-то заботиться и приносить реальную пользу, тем меньше вероятность того, что он вырастет жестким и бессердечным человеком.

Волшебство каждый день: удивите своих детей

                     ВОЛШЕБСТВО КАЖДЫЙ ДЕНЬ: УДИВИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

Волшебником работать легко и приятно. Вызывать детский восторг и удивление приятно вдвойне. Конечно, подарки можно дарить и просто так: купить по дороге куклу, киндер-сюрприз или флакон мыльных пузырей и дома вручить со словами: «Это тебе». Но как здорово, когда детские лица освещаются восторгом от неожиданного сюрприза и нестандартного способа его преподнесения. Как же можно удивить ребенка и сделать вручение подарка запоминающимся?
• Приз по карточкам. На маленьких листках нужно нарисовать узнаваемые предметы интерьера вашего дома (примерно 10-15 карточек для одной игры). Первая, на которой изображен, к примеру, плакат с азбукой, вручается ребенку.
Внимательно поискав и обнаружив уголок второй карточки за азбукой, ребенок видит на ней следующий рисунок: настольную лампу в детской комнате. Под лампой обнаруживается карточка третья. И так далее: из комнаты в комнату, от карточки к карточке. В самом последнем месте малыша ждет спрятанный подарок.
• Подарок под подушку. Многие родители кладут новогодние подарки под елку, а еще один способ удивить ребенка – положить подарок под подушку. Это такое волшебное чувство: посреди ночи или сразу после пробуждения рукой нащупать под подушкой приятно шуршащий сверток.
Такой простой сюрприз можно осуществить и в отпуске. Ребенок очень обрадуется, когда заселится вместе с вами в отель или апартаменты, а под подушкой обнаружит подарок, который вы успеете спрятать, пока малыш осматривает обстановку.
• Половинчатый день рождения. Дети всегда ждут особенный торт на свой день рождения.
А что, если отметить 3,5 года или 5,5 лет символической половинкой торта? Такое необычное поздравление, которого чаще всего никто не ожидает, никогда не забудется.
• Поиски клада. Этот сюрприз бывает удачным вариантом развлечения на день рождения. А можно, вооружившись заранее приготовленной картой и спрятанными преждевременно заданиями-ключами, отправиться на поиск сокровищ в лес, парк или собственный сад.
Задания могут быть запутанными или самыми простыми: попрыгать на одной ноге 10 раз, сосчитать, сколько будет 8+7, угадать, из какой сказки найденный полосатый колпачок или луковка с нарисованной на ней рожицей.
• «Холодно-горячо». Поиграть в прятки с подарком можно как в праздничный день, так и без календарного повода, когда вы предложите малышу найти новую книгу или лоток с земляникой, которую для него передал знакомый лесной зайчик.
• Комната, украшенная воздушными шарами. Шарики – всегда беспроигрышный и поднимающий настроение вариант. Украсьте ими дверной проем или потолок, забросайте комнату множеством шаров, пока ребенок спит.
Проснувшись утром, именинник сразу почувствует присутствие праздника. А день, начавшийся с радости, всегда обещает быть удивительным.
• Сундучок с маленькими подарками и вкусностями. Если вы уезжаете от ребенка на несколько дней, оставьте для него заранее приготовленный на каждый день вашего отсутствия набор вещей, которыми малыш сможет себя занять.
Приложите записку с инструкциями, и так каждый день вы виртуально будете присутствовать рядом и напоминать о себе. Воспользуйтесь тем, что дети очень любят разворачивать подарки, и оберните каждый сюрприз в яркую упаковку.
• Календарь событий. Традиционный католический календарь с маленькими сюрпризами на каждый день можно приспособить не только для Рождества или Нового года, но и для дня рождения или начала летних каникул.
Вариантом такого календаря могут стать конверты на стене, в которых приготовлены карточки с сюрпризом на каждый день недели, предшествующей наступающему событию: поездка в парк аттракционов, поход в пиццерию или записка с приятными, добрыми словами.
• Доставка к двери. Письма и посылки любят получать все. А если организовать доставку сюрпризом? Можно договориться со знакомым, который, притворившись курьером, доставит коробку прямо в руки маленькому адресату. А можно послать отправление по настоящей почте, со штемпелем и квитанцией. Что будет внутри, вы решите сами.
Один из вариантов, гарантирующих эффект неожиданности и радости – связка воздушных шаров, которая хорошо прикреплена скотчем ко дну вместительной коробки и при открывании разноцветным облаком взмывает вверх, но никуда не улетает, а лишь радует маленького именинника. Такой сюрприз не забывается.
• Кто счастливчик? Обычно это развлечение реализуется в большой дружеской компании, когда хозяева вечеринки заранее прячут в торте целый орешек или чернослив без косточки.
Когда торт нарезается на куски, выясняется, кому попался орешек или сухофрукт и кто из гостей счастливчик. Орешков можно приготовить и несколько. Пусть счастливчиков будет побольше!
• Сюрприз из еды. Конечно, это скорее способ развлечь приверед, которые отказываются от привычной еды и тянутся к вредной пище.
Вот родители и умудряются превратить хлеб, помидор, сыр и маслины в бутерброд-птичку или поджарить яйцо в формочке в виде цветка или звезды.
• Привет из отпуска. Находясь в путешествии, отправьте открытку на имя ребенка по вашему домашнему адресу.
Когда вы вернетесь, будет приятной неожиданностью спустя несколько недель получить открытку с видом, где прошел незабываемый отпуск, и словами, написанными в какой-то особенный беззаботный день.
• Забрать ребенка пораньше из детского сада или устроить день без школы. Все мы помним редкие дни, когда родителям удавалось рано уйти с работы или взять отгул, и они вдруг появлялись перед тихим часом и забирали нас домой или гулять. Это было одно из высших счастий.
• Неожиданное путешествие. Один такой сюрприз описан в книге «Счастливая девочка растет» Нины Шнирман. В одном из эпизодов мама предложила маленькой Нине проводить папу на вокзал в его очередную командировку в Ленинград. А когда в купе поезда проводница стала объявлять «Провожающим покинуть вагоны», родители признались, что приготовили для дочки сюрприз, и что в Ленинград они поедут вместе. Каков был восторг! Конечно, для такого масштабного и грандиозного во всех смыслах сюрприза родители должны быть уверены в положительной реакции ребенка и отсутствии у него других планов. В таком случае можно без предупреждения свернуть с привычной дороги домой и отправиться на берег реки запускать небесные фонарики. Или вместо запланированного похода в магазин поехать в любимое кафе-мороженое. Или разбудить малыша утром с готовыми чемоданами и объявить о том, что с сегодняшнего дня детский сад отменяется, потому что вы все вместе едете на море.
• Чудо-дерево. Едва весной на деревьях распускаются листья, дети начинают интересоваться, когда уже вырастут яблоки, сливы и вишни, чтобы их можно было есть.
Чтобы ожидание урожая не было томительным, устройте дачный сюрприз. Пока дети спят, украсьте любое дерево или кустарник конфетами на ниточках или обернутым в прозрачную упаковку печеньем на лентах. Вот удивятся малыши, когда, выбежав в сад, заметят распустившиеся за ночь угощения.


как помочь ребенку раскрыть творческий потенциал

                 КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАСКРЫТЬ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

1. Создайте ребенку дома условия для игр и творчества. Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:
- уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;
- место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;
- достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;
- место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;
- ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка.

2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия: 
- в качестве изобразительных средств можно использовать все что угодно. Для рисования - обычный песок и сыпучие продукты - крупы, для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки, для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья, вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.
- для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств - например, картонных коробок разных размеров.
- старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.
- помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения: 
- стимулирующие воображение, фантазию,
- подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,
- интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.

4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях. Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.

5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях. Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.

 

Двадцать альтернатив наказанию

Двадцать альтернатив наказанию


1. ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. 
Например: пока вы ожидаете своей очереди, дайте ребенку во что-то поиграть. 

2. ДАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ И ОБЪЯСНИТЕ ПРИЧИНЫ. 
Например: если ваш ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге. 

3. ИЩИТЕ СКРЫТЫЕ ЧУВСТВА. 
Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства. 
Например: если ваш ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев и ревность способами, не причиняющими боль другим. Возможно, он должен кричать или злиться. 

4. ИЗМЕНИТЕ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. 
Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка. 
Например: если ваш ребенок постоянно вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть (есть специальные приспособления).

5. НАЙДИТЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ. 
Направьте поведение вашего ребенка в другое русло. 
Например: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок строил крепость в столовой, не говорите только 'нет'. Скажите ему, где он может строить ее. 

6. ПОКАЖИТЕ РЕБЕНКУ, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОН СЕБЯ ВЕЛ. 
Например: если ваш ребенок тянет кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова. 

7. ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАВАТЬ ВЫБОР, А НЕ УКАЗАНИЯ. 
Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие. 
Например: "Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?" 

8. ИДИТЕ НА МАЛЕНЬКИЕ УСТУПКИ. 
Например: "Я разрешаю тебе не чистить зубы сегодня вечером, потому что ты сильно устал". 

9. ДАЙТЕ ВРЕМЯ НА ПОДГОТОВКУ. 
Например: если вы ожидаете к ужину гостей, скажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Будьте конкретны. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям. 

10. ПОЗВОЛЬТЕ СЛУЧИТЬСЯ ТОМУ, ЧТО ДОЛЖНО СЛУЧИТЬСЯ (когда это возможно). 
Не слишком оберегайте и исправляйте. 
Например: ребенок, который не повесил свой купальный халат и полотенце, может найти их назавтра все еще влажными.

11. СООБЩАЙТЕ ВАШИ СОБСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА. 
Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас. 
Например: "Я очень устаю от собирания крошек в гостиной комнате". 

12. ПРИМЕНЯЙТЕ ДЕЙСТВИЕ, КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО. 
Например: Если ваш ребенок хочет упрямо бегать по улице во время совместной прогулки, держите его за руку (при этом объясняя опасности). 

13. ДЕРЖИТЕ ВАШЕГО РЕБЕНКА. 
Ребенок, который ведет себя агрессивно или несносно, может извлечь пользу, если вы будете крепко держать его, но одновременно с любовью и поддержкой. Это позволит направить его скрытые чувства в слезы облегчения. 

14. УДАЛИТЕ РЕБЕНКА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ И ОСТАНЬТЕСЬ С НИМ. 
Используйте это время, чтобы выслушать, разделить чувства, поддержать и разрешить конфликт. 

15. ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ, ИГРАЙТЕ. 
Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру. 
Например: "Пока мы убираем, давай представим, что мы семь гномов", "Давай почистим друг другу зубы". 

16. РАЗРЯЖАЙТЕ КОНФЛИКТ СО СМЕХОМ. 
Например: если ваш ребенок сердится на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Играйте вашу роль, драматично сдаваясь. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности. 

17. ЗАКЛЮЧАЙТЕ СДЕЛКУ, ВЕДИТЕ ПЕРЕГОВОРЫ. 
Например: если вы готовы уйти с игровой площадки, а ваш ребенок все еще хочет играться, договоритесь, сколько раз он может спуститься с горки перед уходом. 

18. ПРИНИМАЙТЕ ОБОЮДНОЕ РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА. 
Обсудите с ребенком нынешнюю конфликтную ситуацию, заявите о ваших собственных потребностях и попросите его помощи в поиске решения. Вместе установите правила. Ведите семейные встречи. 

19. ПЕРЕСМОТРИТЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ. 
Маленькие дети обладают сильными чувствами и потребностями, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, упрямыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть. 

20. ДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПЕРЕРЫВ. 
Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и ровное суждение (например: позвоните другу, поплачьте, помедитируйте, примите душ).


10 способов выразить любовь к своим детям

10 СПОСОБОВ ВЫРАЗИТЬ ЛЮБОВЬ К СВОИМ ДЕТЯМ


1. Скажите ребенку, что вы просто обожаете быть его мамой! Что быть его мамой это самое большое счастье и удовольствие. По умолчанию это вроде и так понятно, но только вам. Дети хотят слышать такие признания каждый день.
2. Входите в мир вашего ребенка несколько раз в течение дня. Найдите минутку, чтобы поинтересоваться (по-настоящему!) строительством башен из лего, например, или разобраться в основах Майнкрафт. 
3. Оставляйте записочки на кроватях детей, в карманах курток, в дневнике. Они обнаружат их перед тем, как лечь в постель, гуляя по улице или начиная день в школе, и будут согреты порцией вашего внимания, даже если вы в этот момент не рядом. Например, в ванной утром на зеркале: “Ты мой самый красивый котенок!”. Или в школьной тетрадке: “Интересных уроков сегодня, сынок!”. Или в коробке с игрушками: “Ты мое счастье!”.
4. Перед тем, как ехать за ребенком в школу, украсьте изнутри автомобиль сердечками. “Мам, у нас что - праздник? Это для кого?” - “Нет, детка. Просто день, а я сильно соскучилась. Эти сердечки для тебя”.
5. Организуйте вечер семейных сочинений, в котором пусть будут задействованы все, включая папу. Темы могут быть разные, например: “за что я люблю папу/брата/сына”, “дом, который я бы подарил нам всем”...
6. Сделайте оладьи или блинчики на завтрак в форме сердечек. 
7. Внезапно бросьте все дела и тискайте детей в объятиях, целуйте, щекотите! Даже подростки любят такие приливы нежности от родителей. Особенно подростки. Делайте так почаще.
8. Смотрите детям в глаза каждый раз, когда они рассказывают вам что-то, и старайтесь всегда поворачиваться к ним лицом, когда они обращаются даже по мелочам.
9. Старайтесь разделять увлечения вашего ребенка. Если он увлекся замками, пересмотрите с ним все карты и ролики на Ютубе, если он начал заниматься каратэ, разучите парочку приемчиков с ним вместе. 
10. Помните главное правило, когда обнимаете ребенка: кто бы ни начал обниматься первым, прервать объятия может только ребенок. Не отпускайте его, пока он сам не выпустит вас.


Главное меню

jtemplate.ru - free extensions for joomla

Мы на карте

Праздники сегодня

Информер праздники сегодня

Последние новости

Публичный доклад за ...

                         ПУБЛИЧНЫЙ                        ДОКЛАД               ...

Образцы документов

Конкурс WEB-сайтов

Баннер участника

Календарь

Август 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Погода

Go to Top